Зеркала



На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Поговорка

Совершенно отразительный фильм!

Восхищённый критик

Я долгое время не хотел смотреть этот фильм. И даже отказал себе в удовольствии сходить на него в кино.

 Потому что все эти истории про то, как уволенный и пьющий коп стал видеть в лужах и унитазах призраков злобных девочек уже осточертели до невозможности. И я решил: хватит с меня злобных девочек! Конечно, хотелось надеяться что после «Кровавой жатвы» Александр Ажа встал на путь исправления, сняв «У холмов есть глаза», но никакой гарантии не было. Но потом все журналы стали наперебой нахваливать новое творение режиссёра, говорить, что это достаточно неплохой фильмец, что пугает он просто на удивление добротно, но что до шедевральности «Кровавой жатвы» не дотягивает, потому что финальный финт ушами тут значительно слабее. Это-то и стало решающим фактором, потому что от «шедеврального» финала «Жатвы» (не той «Жатвы», а ажаевской) я просто в истерике бился головой об клавиатуру. Так что я взял да и посмотрел этот фильм. И не разочаровался!

Француз Александр Ажа дебютировал в Европе с экранизацией романа Дина Кунца. Что из этого получилось я уже рассказывал, и плевать что там говорят критики. После этого Ажа пригласили в Голливуд делать римейк классического ужастика Уэса Крейвена «У холмов есть глаза», и тот так классно его сделал, что зрители себе на этих холмах просто все глаза проглядели, точно вам говорю! При этом потом даже сделали сиквел, но он по всем отзывам являл собой весьма жалкое зрелище, которое к тому же сильно напоминало «Спуск» — картину другого культового европейского постановщика, британца Нила Маршала.

Почему вдруг Ажа полез в мистический триллер, хотя до этого снимал про вполне себе реальных чудовищ, не понятно. И хотя жанр этот определённо не его, пугать режиссёр, к счастью не разучился. Кстати, «Зеркала» это тоже римейк, на этот раз одноимённого корейского ужастика. Голливуд в последнее время просто свихнулся на римейах азиатских хорроров!

А теперь поговорим о сюжете. Итак, самый обыкновенный коп Бен Карсон (Кифер Сазерленд), участвуя в очередном задании, нечаянно убивает своего сослуживца и начинает по этому поводу хандрить. Начальство понимает, что он пристрелил несчастного не специально, но всё равно Бена от дел отстраняет. Временно. Что должен делать любой уважающий себя коп, которого отстранили от обязанностей? Правильно: начать по-страшному квасить, чем Бен и занимается на протяжении нескольких месяцев.

Но потом его сестре (Эми Смарт), у которой он живёт, это всё надоедает и она говорит Бену:

—Слышь, Бен! Давай вставай, ленивое животное! Не спи – замёрзнешь! Хорош уже квасить, братан! Сходи найди себе наконец работу, а то это уже никуда не годится! А пока можешь попить вот эти очаровательные таблеточки!

Бен решает, что и вправду пора уже завязывать с пойлом, а то допьётся до синих крокодилов. Поэтому он тем же вечером берёт себя в руки и идёт устраиваться на работу. Работа нашлась на удивление быстро, хотя нормальной работой я бы это не назвал: Бен нанялся охранником в сгоревший при загадочных обстоятельствах супермаркет (видать, у них там в кинопространстве тоже нехилый кризис, хорошей работы днём с огнём не сыщешь). Предыдущий охранник, ясен пончик, сначала долго ходил по магазину и протирал зеркала тряпочкой, бубня себе под нос, что иначе они разозлятся, а потом покончил с собой жутким страшным образом: отпилил голову пилочкой для ногтей. Бену на всё это, понятно, начхать сто раз, ведь он – крутой коп, отстранённый от расследования. А у таких копов всегда есть при себе ствол и пароль на бесконечные патроны.

В первую же ночь зеркала показали Бену свою мерзкую сущность: стали показывать ему сцены сгорания людей во время того самого пожара, а потом попытались грохнуть и самого охранника, но тот спасся, вовремя зажмурившись. Такое продолжалось на протяжении нескольких ночей, но Бен не только не уволился с работы, а даже наоборот – стал работать в три смены. Просто он чует, что тут какая-то тайна и понимает: истина, она где-то рядом!  И вот как-то раз зеркала совсем озверели и убили одного дорогого Бену человека (кто это говорить не буду, чтобы не портить радость узнавания). Ну тут Бен натурально разозлился и стал творить с зеркалами всякое: лупить по ним табуреткой, пинать ногами, стрелять из пистолета и даже пытался разбить их головой. Но всё без толку: они словно заговорённые не обращают на потуги охранника никакого внимания.

И тогда Бен спрашивает:

«Какого чёрта вам надо, кретины идиотские?!». Зеркала, чуть подумав, отвечают: «Нам нужон Эсекер. Приведи нам его и мы может быть оставим тебя в покое».

Бен пускается на поиски, хотя надеяться, конечно, особенно не на что: для этих чёртовых зеркал нет ничего святого, будьте уверены!

***

Даже не буду и скрывать: сюжет совершенно идиотский. Всех этих копов, отстранённых от обязанностей и вечно квасящих, несчастные случаи при загадочных обстоятельствах, зловещие эксперименты правительства и прочих призраков в мотоциклетных шлемах мы видели уже не раз и даже не десять. Всё это порядком успело надоесть. При этом сценарий как будто специально написан в расчёте на зрителей, минимально отягощённых интеллектом. Всё настолько предсказуемо, тупо и до озверения вторично, что мозг рекомендуется вынимать из черепной коробки на момент просмотра. Ну или глушить его лошадиными дозами кока-колы.

Ясное дело, коп разведён, но продолжает нежно любить жену и детей, ясное дело они подвергнутся жуткой опасности и коп, рискуя задницей, будет их героически спасать. Разумеется, в поисках этой Эсекер (это тётка) Бену будет помогать друг-полицейский (Джейсон Флеминг). Разумеется, тётка оказалось виновна во всём происходящем. Впрочем тут сценаристы пошли по дорожке тупизны значительно дальше, чем это бывает обычно. Эсекер в детстве была одержима демонами, те потом перешли в зеркала и мечтают вселиться обратно в ту же самую тётку, чтобы вновь проникнуть в наш мир. Придурочные какие-то демоны, если честно. Почему им нельзя вселиться в любого другого человека фильм не поясняет. Вот нельзя и всё тут! Должен же герой совершать весь фильм какие-то телодвижения, ну так пусть ищет эту несчастную тётку, которая уже вполне возможно скапустилась от передозировки аспирина. Словом с сюжетом всё просто кошмарно. Мрак полнейший.

Но дело даже не в дебилизме сценария, — мы, в конце концов, уже привыкли к такой картине в ужастиках — а в том, что Ажа ни фига не понимает жанра «мистика» и лепит в него приёмы всё того же слэшшера. Чем старательно убивает всю мистическую атмосферу. Впрочем, мистика у него тоже какая-то странная. Например, в конце Эсекер как переигравший в Resident Evil геймер начинает носится по стенам и потолку, а Бен следит за ней фонариком.

Но в данном случае сильно помогает один маленький, но очень важный фактор: хоррор Ажа неожиданно отлично пугает. А за это я даже могу простить идиотский сценарий и тётку-таракана. Причём, вроде бы приёмы банальные: прыжки из-за угла, стоны из темноты, а страшно меж тем до усрачки. И где-то с середины фильма начинаешь замечать, что и стол-то у Бена отполированный, и машина тонированная и вообще по всему фильму разбросано невообразимое количество отражающих поверхностей. И тогда к Ажа начинаешь невольно испытывать уважение. Хрен с ним, со сценарием, меня в кои-то веки напугали! После фильма мимо зеркал ходишь с опаской: а ну как оттуда сейчас какая-нибудь бяка выпрыгнет? А это, наверное, лучшая похвала режиссёру. Ну и финал у фильма, конечно, здоровский. Я, например, такого не ожидал. И в отличие от «Кровавой жатвы» он меня не разочаровал ни капли.

Актёры подобраны неплохо. Лучше всех выступил, конечно, Кифер Сазерленд и тут такое же попадание в образ, как и в случае с Робертом Дауни-младшим в «Железном человеке». Бывший алкоголик Сазерленд играет Бена одними глазами, причём играет так, что ему даже веришь и сопереживаешь. Пола Паттон в роли евойной жены… Ну что тут сказать? Симпатичная тётка, эффектные округлости, всё такое. Об её актёрском мастерстве я глубокомысленно умолчу. Эми Смарт достаточно бледненькая (в «Адреналине» она мне понравилась значительно больше), но не раздражает. А уж её поход в ванную с мега зевком всех времён и народов меня откровенно порадовал. Эрика Глюк (характерная такая фамилия, м-да) в роли Эсекер не понравилась. Что персонаж, что игра – совершенно никакие. Джейсон Флеминг вполне прикольный. Собственно, как и всегда.

Резюмирую. Страшный ужастик с на редкость дебильным сценарием. Мог бы получиться шедевр, но так только на четвёрочку с минусом. Да и то строго благодаря атмосфере. После «Холмов» от Ажа я как-то ждал большего.

ОЦЕНКИ:

Актёрская игра: 4-

Режиссёрская работа: 4-

Сценарий: -28

Зрелищность: 5

Краткое резюме: страшилка

Нужно ли смотреть: можно

//



Оставьте Комментарий