Восьмидесятые годы, тихий мирный городок

Спрингвуд

. Ну вы знаете эти маленькие уютные американские городки: аккуратные домики, симпатичные лужайки, милые соседи, полное отсутствие заборов и скелет в шкафу практически каждого жителя – словом, не место, а сказка. И в этом вот очаровательном местечке начинают происходить УЖАСНЫЕ СОБЫТИЯ. На улице Вязов один за другим гибнут подростки, причём происходит это строго после того, как им приснится крайне антисоциально настроенный тип, называющий себя

Фредди

. Происходит это примерно так:

—Мама, мне такой кошмар приснился: злой дядька в грязном красно-зелёном свитере, шляпе, с когтями и с обожжённой рожей. Он хотел меня убить! Мне страшно, мама! Что мне делать?!

—Забей, доча, это просто сон. Выспись как следует.

Доча засыпает и в следующий раз семья в полном составе собирается уже на похоронах.

Подростки в ужасе, потому что злобный Фредди убивает строго юношей и девушек в период полового созревания, а мальков отпускает на волю подрасти. Полиция, как водится, разводит руками: мол, а хрен его знает, кто и как всё это умудряется проворачивать! Ну, убивать в закрытых помещениях, на потолках… Бывают же такие ловкие парни! Прям убийство на улице Морг какое-то!

Дочери полицейского инспектора

Ненси Томпсон

(


Хизер Лангенкамп


) и её парню

Глену

(


Джонни Депп


) надоедает эта неизвестность и они решают всё выяснить. Но независимое расследование в их лице зашло в тупик, когда выяснилось, что таки был гад, подходящий под описание по имени

Фред

Клаус

Крюгер


(

Роберт Энглунд


). Но вот проблема – Фредди уже давно в некотором роде помер. Дело в том, что он слишком сильно любил маленьких девочек. И даже не как добрый дядюшка или не дай бог недобрый насильник, нет. Просто после визита в его котельную девочки домой больше не приходили. Ну или приходили, но по частям. Полиция же этого гада прищучить не смогла, и тогда разозлённые подростки Спрингвуда отомстили за братишек и сестричек, загнав Крюгера в его котельную и закидав бутылками с зажигательной смесью.

Простой как две копейки Глен говорит Ненси, что всё понятно – Фредди просто плод их фантазии и убивать никого не может. Однако Ненси твёрдо уверена, что это шалит неупокоенный дух маньяка, переселившийся во сны. И что убить его можно только одним способом: вытащить в наш мир и садануть дрыном по голове. Но мы-то хорошо знаем, что не вытесали ещё дрын, которым можно было бы успокоить весельчака Фредди. Поэтому крови будет – моё почтение!

***

А ведь газеты всё-таки полезна штука! Не прочитай в своё время

Уэс Крейвен

небольшую газетную заметку и киномир мог бы быть совсем другим. В заметке говорилось про камбоджийских детей, бежавших из страны от хаоса и беспорядков. Психика детей так была измотана, что им постоянно снились жуткие кошмары и в конце концов организм не выдерживал – дети гибли во сне. Крейвен взял этот случай на замету, после чего придумал зловесчего Фредди, и пошло дело. Образ маньяка взят с бродяги, который напугал Крейвена в детстве (

грязный свитер, шляпа, обожжённое лицо

), разбавлен именем школьного задиры, достававшего юного Уэса, сдобрен красно-зелёным цветом свитера (

потому что режиссёр как-то прочитал, что эти два цвета в сочетании мозг воспринимает хуже всего… не знаю как оно на самом деле, но по-моему мэтра надули

) и украшен фамилией, которая по словам опять же Крейвена была выбрана потому что пугающе прозвучала в сочетании с именем (

но есть версия, что она позаимствована у жестокого нацистского офицера

). В результате, по мнению многих поклонников жанра, Уэс снял лучший фильм за свою карьеру, он является образчиком хоррора, а многие даже считают, цитирую

«

Кошмаром на улице вязов


начались настоящие ужасы, им же они по сути и закончились

»

. Также фильм дал путёвку в жизнь двум замечательным актёрам и породил киноцикл, сериал по мотивам, римейк, а также книжки, комиксы и видеоигры. Но об этом позже.

Что самое страшное практически в любом добротном ужастике? Правильно, неизвестность. Это совсем не означает, что маньяка или монстра не надо показывать весь фильм. Вот Крюгер, например, показывается регулярно. Однако, про него не известно практически ничего, он выпрыгивает как чёрт из табакерки и тут же вокруг начинает творится непонятное. В этом-то и заключалась основная прелесть фильма. И когда в последующих частях нам начали подробно рассказывать кем Фредди был по жизни, какую причёску носил и как предано любил собачку Сплэнки – всё это накорню изгадило идею Крейвена. Верхом маразма я считаю историю про то, как маму Фреда изнасиловала в психушке сотня маньяков и от их общего семени родился он. Ребят, это полный пэ! К тому же категорически неверно делать Крюгера прикольным юморящим чуваком, это разрушает атмосферу страха, главный злодей перестаёт пугать. Впрочем, это проблема большинства – если не всех – «


цикличных


» фильмов. В очередной части ты совершенно не сопереживаешь персонажам, тебе плевать что с ними будет, тебя волнует только как их будет кромсать маньячина и как эти идиоты в очередной раз безуспешно попытаются его убить. Это же изврат изначальной идеи таких фильмов! В старом кино ты сидел, сжав кулаки, и бормотал «


Хоть бы его не убили, хоть бы его не убили


», а когда Фредди таки добирался до того же Глена, жалко парня было до слёз (

и не потому, что его играл Депп, я тогда вообще не знал кто это

). А теперь, смотря очередное творение современных хоррор-мейкеров ты только зевая думаешь:

«


Что ж вы все такие тупые-то? Хоть бы вас побыстрее сожрали что ли…


».

В первом «


Кошмаре


»


Крюгер


, несмотря на шуточки, был именно инфернальным. От этого ублюдка не забаррикадируешься и не спрячешься – рано или поздно ты либо заснёшь сам, либо тебя вырубит твой же мозг. И секрет бессмертия объяснить можно было просто: он живёт во сне, сон – это воображение, сиречь твои мозги, так что пока ты Фреда помнишь он никуда не уйдёт. Для того, чтобы его убить надо прежде всего как-то вычистить его из памяти. Но сценаристы в дальнейшем пошли по пути тяжёлого маразма, так что сюжетные перипетии от серии к серии делались всё ужаснее.

И немалую долю успеха картины составили декорации, грим и освещение, создавшие ту мрачную и вязкую атмосферу. А главное – это типичная мантра старых фильмов: так сейчас не снимают. Возьмите таких же актёров, примените те же методы съёмки, выставите свет как надо, не используйте компьютерную графику – и всё равно получится не то. Что-то ушло вместе с самим временем. Я не знаю как это выразить словами, но даже у мэтров в лучшем случае получается удачное подражание самим себе (


типа фильма


Сэма Рейми

«




Затащи меня в ад




»

).

Кстати, про актёров. Фильму крайне повезло с актёрским составом. Причём, следует отметить, что фильм выгодно отличается от современных слэшшеров, где школьников играют здоровенные лоси под тридцатник, ещё и аутентичностью героев. То бишь, реально веришь, что они – ученики старших классов (

хотя, надо отметить, что актёры всё же были старше своих героев

). Первая скрипка, как это и положено по фильму, это

Хизер Лангенкамп

. Ну что про неё скажешь: с одной стороны – исключительная красавица, радует глаз, а с другой – у неё на лице написан ум, а не только умение краситься и носить дорогие шмотки (

кстати, ни того, ни другого

Ненси Томпсон

не практикует

). К большому сожалению кроме первой, третьей и седьмой частей «



Кошмара



» она практически нигде не снималась, вместе с мужем занимаясь продюсированием. А ведь очень жаль, талантливейшая актриса, причём – да-да – чисто «


восьмидесятичного


» поколения.

Но настоящим открытием для фильма стал, безусловно,

Роберт Энглунд

. Актёр с высшим актёрским образованием, приверженик

системы Станиславского

, он создал, вероятно, самого известного маньяка в истории кино. Кстати, именно благодаря Энглунду Крюгер вообще стал юморить. Первоначально, Крейвен задумывал его как последователя

Джейсона Вурхиза и Майкла Майерса

, – то есть мрачным молчуном – но потом был так впечатлён актёрскими импровизациями Роберта на съёмочной площадке, что пересмотрел свои взгляды. И правильно сделал, ведь Фредди хорош прежде всего тем, что ни на кого не похож (


Пинхеда


в расчёт не беру, он появился позже


). Но именно это умение и подвело талантливого артиста – он всю жизнь играет разных маньяков и монстров, а роли, где он никого не убивает, можно пересчитать по пальцам одной руки. Впрочем, из-за мастерства Роберта, за него не стыдно даже в совершенно жутком отстое типа «





Танца мёртвых





».

Ну и, разумеется, нельзя не упомянуть про то, что первый «



Кошмар



» стал дебютом в кино

Джонни Деппа

. История там, кстати, весьма забавная. Депп на ту пору даже не задумывался становиться актёром. Но он был знаком с

Николасом Кейджем

и когда его другу, начинающему актёру, понадобилась работа, Кейдж посоветовал сходить на пробы к Крейвену. Депп пошёл просто за компанию, чтобы друг не скучал, но в результате Крейвен выбрал именно его, а товарищ Джонни остался не у дел. Смешное же тут в том, что тем другом был

Джеки Эрл Хейли

, который впоследствии сыграл Фредди в




римейке 2010 года




. Кстати, Депп появлялся в сериале в шестой части, уже в статусе состоявшейся звезды в забавном камео. Также он должен был сыграть небольшую роль самого себя в седьмом фильме, но Крейвен постеснялся и так Джонни и не пригласил. А когда потом спросил однажды согласился бы тот у него сыграть, Депп ответил, что надо было только позвать, он бы подтянулся.

Ну и буквально в двух словах скажу про остальные фильмы. Сразу говорю: регулярно я пересматриваю только первую часть, плюс года три назад в оригинале освежал в памяти «

Фредди против Джейсона

», остальные же я смотрел всего раза два и то не все (в смысле, не все два, некоторые по одному разу). Первый раз – в далёком детстве, второй – в более сознательном возрасте, но всё равно давно. Так что по хорошему надо сесть и вдумчиво пересмотреть все шесть сиквелов.

Итак.

Вторая часть

получилась достаточно бодренькой, особенно что касается самого Фредди и девчонки главного героя. Только вот сам герой – визжащий как девка педерастический красавчик изрядно выбешивал ещё тогда (

кстати, актёр сразу после премьеры признался в своей гомосексуальности, так что фанаты сериала вторую часть яростно ненавидят

).


Третий фильм

получился так себе, хотя многие считают его лучшим в цикле. На мой же взгляд там всё откровенно высосано из пальца, плюс именно тут началась вся эта чехарда с раскапыванием прошлого Фредди (

между прочим, одним из авторов сценария был ажно

Френк Дарабонт


).


Четвёртый фильм

просто никакой, с самого начала когда Крюгер воскресает после того, как на его могилу пописала огнём собачка становится ясно, что последующее можно смело не смотреть, дальше маразм будет только крепчать.


Пятая и шестая части

уже даже ужасами назвать нельзя – это чистой воды трэшевые комедии, где Фредди является главным героем.


Седьмую ленту

вернулся снимать

Уэс Крейвен

, замесил всё дело на фильме внутри фильма, закрутил сюжет до полного безобразия и этим самым в моих глазах себя полностью дискредитировал. Безоговорочный плюс у «


Нового кошмара


» только один – шикарный грим Крюгера (

лучший за всю историю его существования

) и возвращение его к мрачным истокам. В процессе зародился и издох после первого же сезона сериал «

Кошмары Фредди

». Это был очередной клон «

Баек из склепа

» с Крюгером в роли ведущего и непосредственное отношение к циклу про улицу Вязов имела только первая серия, которая рассказывала про жизнь маньяка до его гибели. Сам я сериал, впрочем, не смотрел. В начале нулевых вышел кроссовер «

Фредди против Джейсона

» (

я на него писал рецензию, надо выложить

), который получился на удивление добротным. Ну а в 2010 году выпустили

римейк

от продюсера

Майкла Бэя

. Римейк получился откровенно слабеньким, с идиотским сценарием и паршивым гримом Фредди, плюс это первый фильм, в котором маньяка играет не Энглунд. Впрочем, надо признать, что непосредственно к

Джеки Эрлу Хейли

претензий никаких, он сделал всё возможное, просто остальные ему не помогали, а мешали. Сборы были неплохие, так что возможно, что нас рано или поздно осчастливят сиквелом. Я сейчас готовлю видеобзор по этому фильму, так что подробно мы поговорим про него там.


Резюмирую

. Крейвен практически создал жанр современного слэшшера и снял свой лучший фильм. Никто не смог превзойти оригинал, да что там превзойти – приблизиться к нему. Кстати, стало известно, что сейчас Энглунд ищет инвесторов для съёмок фильма по своему сценарию, который расскажет про события, развернувшиеся при жизни Крюгера. Роберт планирует сам поставить фильм и сыграть главную роль. Посмотрим, что из этого выйдет. Уверен, фанаты ноги себе отгрызут за возможность возвращения старого доброго Энглунда в строй.


ОЦЕНКИ

:


Актёрская игра

:

4+


Режиссёрская работа

:

5


Сценарий

:

4


Зрелищность

:

5


Краткое резюме

:

классика жанра


Нужно ли смотреть

:

да!

VK.Widgets.Comments(«vk_comments», {limit: 20, width: «630», attach: «*»});

Хорошие Фильмы


  • «Оно» Стивена Кинга

    (0)


    —Ты хочешь свой кораблик, Джорджи?
    —Да, конечно…

    —А шарик?..

    —А они летают?

    —Летают? — лицо клоуна расплылось в улыбке. — Да, конечно! Они летают!

    —Кто ты?
    —Я черепаха, сынок. Я со…


  • Дети кукурузы

    (0)


    Кукуруза, кукуруза,
    А я маленький такой…
    Прекрасные стихи

    Дети, они цветы жизни!
    Народная мудрость

    Ведь ты же Бёрт?

    «Дрожь земли 3»
    В одном сонном американском городке под назва…


  • Премьеры Фильмов 6-13 мая

    (1)


    В эфире новая рубрика — Премьеры Фильмов. Поскольку премьеры фильмов в нашей стране проходят по четвергам, свежий выпуск этой рубрики будет выходить в четверг. Итак, приступаем.
    Премьеры Фильмов
    П…


  • Тринадцать привидений

    (0)


    — Психи всегда нуждаются в хорошей компании.
    Для начала стоит сказать, что этот фильм создан как классический ужастик, представляющий собой ремейк фильма 1960 года «Тринадцать призраков». Предл…


  • Чарли и шоколадная фабрика

    (0)


    Август Глуп: Я очень любить чоколат!
    Вилли Вонка: Я тоже. Вот уж не сказал бы, что у нас столько общего.
    Мистер Соэль: Ореховый зал! Ну, про орехи я знаю всё, это мой бизнес! Вы тоже исп…


  • Армия тьмы

    (1)


    Хороший, плохой… Я человек с ружьём!
    —Леди, я боюсь мне придётся просить вас покинуть магазин.
    —Кто ты, чёрт тебя подери?
    —Меня зовут Эш. Хозтовары.

    —Я возьму под командование всех и…


  • Зловещие мертвецы II

    (1)


    Что скажешь, если мы выпьем немного шампанского, детка? К тому же я мужчина, а ты женщина. Ну, в последний раз когда я проверял точно была.
    Нахальный Брюс

    —Всё нормально. Я в порядке.
    —…


  • Джамп-стрит, 21 (Мачо и ботан)

    (0)


    А с Гоблином не поспоришь – реально дебилизм.
    Мнение одного зрителя

    Не, с пошлятиной они всё же изрядно переборщили!

    Вердикт дяди Пети

    Матерящийся Депп? Давненько я такого не в…

От

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *